Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация "Насилие в семье: истоки и последствия"

Дата: 18 февраля 2021 в 16:36

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ:

ИСТОКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Семья — это та среда, в которой происходит социализация ре­бенка, где его окружают наиболее близкие люди. Ребенок, особен­но маленький ребенок, испытывает потребность в любви, защите, заботе и, конечно, в безопасности. Дети слабее взрослых и поэтому они зависят от них в эмоциональном, финансовом, социальном плане, поэтому, являясь самой незащищенной, уязвимой социаль­ной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным различных ис­точников от произвола родителей страдает около 2 млн. детей еже­годно, некоторые из них травмируются, умирают, кончают жизнь самоубийством. Однако значительно большее количество детей подвергаются различным видам насилия ежедневно во внешне бла­гополучных семьях, при этом родители убеждены, что для того, что­бы их ребенок стал личностью, совершенно необходимым услови­ем является беспрекословное повиновение взрослому.

Насилие в семье по отношению к ребенку, даже если оно тща­тельно скрывается, умалчивается или преподносится как адекват­ная форма воспитания, всегда проявляется в тех или иных особен­ностях поведения, общения, внешнего вида.

Насилие — это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).

Насилие классифицируется по нескольким параметрам:      

  •  явное или скрытое (косвенное) — в зависимости от стратегии поведения обидчика;
  •  происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;
  •  единичное или множественное, длящееся долгие годы;

• по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице — со стороны детей или незнакомых взрослых.

Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия.

Физическое насилие — это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет, включая телесные наказания. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение, ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызываю­щих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных вра­чом), а также попытки утопления.

Сексуальное насилие - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие не включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимную мастурбацию, другие виды кон­такта с половыми органами. К сексуальному развращению отно­сятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие дол­жного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объектив­ных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несча­стным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здо­ровья ребенка последствиям.

Психологическое насилие — постоянное или периодическое сло­весное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опеку­нов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоин­ства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация не­любви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые требования, не соответствую­щие возрастным возможностям ребенка.

В отдельную форму выделяется также эмоциональное насилие. Эмоциональное насилие — отсутствие любви и внимания к ребенку, словесные оскорбления, унижения достоинства ребенка, брань, угрозы в его адрес.

Социально-экономические факторы риска насилия в семье:

  •  низкий уровень жизни как результат безработицы, бедности, отсутствия у молодых семей собственного жилья;
  •  многодетная семья;
  •  молодые родители;
  •  неполная семья;
  •  принадлежность к меньшинствам;
  •  плохие квартирные условия;
  •  отсутствие социальной помощи от государства и от обществен­ных организаций.

Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения:

  •  семья родителя-одиночки, а также многодетные семьи;
  •  отчим к семье или приемные родители;
  •  конфликтные или насильственные отношения между членами семьи.
  •  проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворен­ность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, рев­ность и пр.);
  •  межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видев­шие в детстве насилие, склонны проявлять его в обращении со сво­ими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям, и членам семьи в частности;
  •  проблемы взаимоотношений родителя и ребенка;

• эмоциональная и физическая изоляция семьи.

Факторы риска, обусловленные личностью родителя:

  •  Особенности личности родителя: ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность (особенно на прово­цирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная ла­бильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и про­блемы самоидентификации.
  •  Негативное отношение родителя к окружающим и неадекват­ные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувству­ют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, стра­дают от стресса.
  •  Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механиз­мы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, со­ответственно, родители не принимают помощи. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно прячется и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх, обвинения, стыд, вину и т. д.
  •  Психическое здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к су­ицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.
  •  Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, наруше­ния координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др.
  •  Проблемы со здоровьем: патологически протекающая бере­менность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору.
  •  Эмоциональная уплощенность и умственная отсталость. Родитель не всегда понимает состояние ребенка — особенно больного, поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи.
  •  Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаще всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как всегда испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими  трудностями в воспитании.

Исследования выявили целый ряд особенностей ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими особенностями:

  •  нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;
  •  недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;
  •  дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей небольшой (погодки);
  •  дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низ­ким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный син­дром, хронические заболевания, в том числе и психические);
  •  с расстройствами и нетипичными вариантами поведения (раз­дражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);
  •  с определенными свойствами личности, (безгранично требо­вательный, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, повышенно внушаемый);
  •  с привычками, действующими на нервы родителям;
  •  с низкими социальными навыками;
  •  с внешностью, отличающейся от других, или с неприемлемы­ми для родителей особенностями (например, «не того» пола);
  •  дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для мате­рей, а также; дети, которые часто болели и были разлучены с мате­рью в течение первого года жизни.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать если ре­бенок:

  •  эмоционально невосприимчив, равнодушен;
  •  грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
  •  сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);
  •  замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
  •  «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  •  испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  •  не выказывает интереса к играм.

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональ­ным, выделяется в отдельную категорию. К психологическому насилию относят, например, частые конф­ликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отноше­нию к ребенку. Психологическое насилие тормозит развитие по­тенциальных способностей ребенка: тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие позна­вательных процессов и адаптационные способности. Ребенок ста­новится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации, с большой долей вероятности его отвергнут и ровесники.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличие, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение — вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут — лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно следующим признакам:

  •  необъяснимо возникшие кровоподтеки;
  •  шрамы, следы связывания, следы от ногтей, следы от давле­ния пальцев;
  •  следы от ударов предметами (ремнем, палкой, веревкой);
  •  след от укуса на коже;
  •  наличие на голове участков кожи без волос;
  • необъяснимые следы ожогов (от кончика сигареты, по форме варежки или носка);
  •  ожоги горячим предметом (зажигалка, утюг и т. д.);
  •  необъяснимые, переломы костей, вывихи, раны;
  •  повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы по­чек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок);
  •  необычное состояние ребенка после вынужденного приема алкоголя или лекарств;
  •  умерший ребенок с признаками насилия (убийство).

О повторяющемся физическом насилии можно судить в том случае, если на теле ребенка имеются следы разной давности (шра­мы, свежие раны, кровоподтеки и т. д.).

На факт применяемого физического насилия указывают и осо­бенности поведения жертвы-ребенка:

  •  страх при приближении родителя к ребенку;
  •  пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность;
  •  общее избегание физического контакта;
  •  застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка);
  •  необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадост­ный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);
  •  страх перед уходом из школы или детского сада домой. Или, наоборот; перед уходом в школу, если насилию он подвергается в школе или на улице;
  •  учащение случаев причинения себе вреда — саморазрушаю­щее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); 
  •  побег из дома;
  •  ношение одежды, не соответствующей погодным условиям (например, летом шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле);
  •  отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.

Факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение физического насилия по отношению л ребенку:

  •  известно, что в данной семье детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию;
  •  родитель относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежительно;
  •  родитель применяет жестокие приемы дисциплинирования (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом, ремнем и т. д.);
  •  в случае физической травмы ребенка родитель не обращается к врачу;
  •  известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь...») или вспоминал прежние насильственные действия («Ты у меня получишь, как тогда...»);
  •  описание происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка, родитель дает противоречивые объяснения.

сексуальное насилие проявляется следующими формами поведения:

  •  ласки, ощупывание, целование, и в том числе — тайное при­косновение к интимным частям тела ребенка (например, во время купания);
  •  рассматривание половых органов ребенка;
  •  демонстрация своего голого тела или своих половых органов ребенку;
  •  подглядывание за ребенком во время раздевания, купания, в туалете;
  •  притеснение ребенка смущающими взглядами, сексуальными высказываниями;
  •  мастурбация в присутствии ребенка.

Помимо насилия, исходящего от посторонних лиц, как особый вид выделяется семейное (домашнее) насилие. Домашнее насилие —  это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком.

Домашнее насилие — комплексный вид насилия. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, эмоционального, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Семейное насилие - явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения. О насилии в семье говорят в тех случаях, когда факты грубого и жестокого обращения оказываются не единичными, случайными и ситуативными, а регулярными, систематическими и постоянно повторяющимися. При всем разнообразии  видов насилия — физического, сексуального, психологического, экономического и т. д. — именно семейное насилие характеризуется тем, что приобретает всеобщий, генерализованный характер. Не бывает семейного насильника, ущемляющего свою жертву или своих жертв в чем-то одном.

Школьное насилие — это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам и, что в нашей культуре встречается крайне редко, учениками по отношению к учителю.

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выби­рают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие следующие особенности:

  •  физические недостатки — носящие очки, со сниженным слу­хом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;
  •  особенности поведения — замкнутые дети или дети с импуль­сивным поведением;
  •  особенности внешности — рыжие волосы, веснушки, оттопы­ренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;
  •  неразвитые социальные навыки;
  •  страх-перед школой;
  •  отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);       
  •  болезни — эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи - дислалия (косноязычие), дистрафия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дисалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

низкий интеллект и трудности в обучении.
Школьному насилию способствуют:

  1.  анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора, образовательных учреждений;
  2.  плохой микроклимат в учительском коллективе;
  3.  равнодушное и безучастное отношение учителей.

Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формируют низкую самооценку – следствие отношения родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок   - объект отвержения, наказаний, угроз, физического насилия - начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, начинает относиться к себе враждебно и с презрением. Ощущение, что он нежеланный, вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за существование. Ощущение малоценности уничижает ребенка, поэтому многие такие дети не противятся насилию над собой именно из желания чего-то стоить. Таким образом, ребенок — жертва насилия — растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.