НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ:
ИСТОКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Семья — это та среда, в которой происходит социализация ребенка, где его окружают наиболее близкие люди. Ребенок, особенно маленький ребенок, испытывает потребность в любви, защите, заботе и, конечно, в безопасности. Дети слабее взрослых и поэтому они зависят от них в эмоциональном, финансовом, социальном плане, поэтому, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным различных источников от произвола родителей страдает около 2 млн. детей ежегодно, некоторые из них травмируются, умирают, кончают жизнь самоубийством. Однако значительно большее количество детей подвергаются различным видам насилия ежедневно во внешне благополучных семьях, при этом родители убеждены, что для того, чтобы их ребенок стал личностью, совершенно необходимым условием является беспрекословное повиновение взрослому.
Насилие в семье по отношению к ребенку, даже если оно тщательно скрывается, умалчивается или преподносится как адекватная форма воспитания, всегда проявляется в тех или иных особенностях поведения, общения, внешнего вида.
Насилие — это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).
Насилие классифицируется по нескольким параметрам:
- явное или скрытое (косвенное) — в зависимости от стратегии поведения обидчика;
- происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;
- единичное или множественное, длящееся долгие годы;
• по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице — со стороны детей или незнакомых взрослых.
Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия.
Физическое насилие — это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет, включая телесные наказания. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение, ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки утопления.
Сексуальное насилие - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие не включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимную мастурбацию, другие виды контакта с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Психологическое насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые требования, не соответствующие возрастным возможностям ребенка.
В отдельную форму выделяется также эмоциональное насилие. Эмоциональное насилие — отсутствие любви и внимания к ребенку, словесные оскорбления, унижения достоинства ребенка, брань, угрозы в его адрес.
Социально-экономические факторы риска насилия в семье:
- низкий уровень жизни как результат безработицы, бедности, отсутствия у молодых семей собственного жилья;
- многодетная семья;
- молодые родители;
- неполная семья;
- принадлежность к меньшинствам;
- плохие квартирные условия;
- отсутствие социальной помощи от государства и от общественных организаций.
Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения:
- семья родителя-одиночки, а также многодетные семьи;
- отчим к семье или приемные родители;
- конфликтные или насильственные отношения между членами семьи.
- проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, ревность и пр.);
- межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны проявлять его в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям, и членам семьи в частности;
- проблемы взаимоотношений родителя и ребенка;
• эмоциональная и физическая изоляция семьи.
Факторы риска, обусловленные личностью родителя:
- Особенности личности родителя: ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации.
- Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдают от стресса.
- Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, соответственно, родители не принимают помощи. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно прячется и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх, обвинения, стыд, вину и т. д.
- Психическое здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.
- Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др.
- Проблемы со здоровьем: патологически протекающая беременность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору.
- Эмоциональная уплощенность и умственная отсталость. Родитель не всегда понимает состояние ребенка — особенно больного, поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи.
- Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаще всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как всегда испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими трудностями в воспитании.
Исследования выявили целый ряд особенностей ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими особенностями:
- нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;
- недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;
- дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей небольшой (погодки);
- дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические);
- с расстройствами и нетипичными вариантами поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);
- с определенными свойствами личности, (безгранично требовательный, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, повышенно внушаемый);
- с привычками, действующими на нервы родителям;
- с низкими социальными навыками;
- с внешностью, отличающейся от других, или с неприемлемыми для родителей особенностями (например, «не того» пола);
- дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, а также; дети, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.
Наличие эмоционального насилия можно предполагать если ребенок:
- эмоционально невосприимчив, равнодушен;
- грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
- сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);
- замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
- «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
- испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
- не выказывает интереса к играм.
Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Психологическое насилие тормозит развитие потенциальных способностей ребенка: тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Ребенок становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации, с большой долей вероятности его отвергнут и ровесники.
Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличие, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение — вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут — лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).
Определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно следующим признакам:
- необъяснимо возникшие кровоподтеки;
- шрамы, следы связывания, следы от ногтей, следы от давления пальцев;
- следы от ударов предметами (ремнем, палкой, веревкой);
- след от укуса на коже;
- наличие на голове участков кожи без волос;
- необъяснимые следы ожогов (от кончика сигареты, по форме варежки или носка);
- ожоги горячим предметом (зажигалка, утюг и т. д.);
- необъяснимые, переломы костей, вывихи, раны;
- повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок);
- необычное состояние ребенка после вынужденного приема алкоголя или лекарств;
- умерший ребенок с признаками насилия (убийство).
О повторяющемся физическом насилии можно судить в том случае, если на теле ребенка имеются следы разной давности (шрамы, свежие раны, кровоподтеки и т. д.).
На факт применяемого физического насилия указывают и особенности поведения жертвы-ребенка:
- страх при приближении родителя к ребенку;
- пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность;
- общее избегание физического контакта;
- застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка);
- необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);
- страх перед уходом из школы или детского сада домой. Или, наоборот; перед уходом в школу, если насилию он подвергается в школе или на улице;
- учащение случаев причинения себе вреда — саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение);
- побег из дома;
- ношение одежды, не соответствующей погодным условиям (например, летом шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле);
- отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.
Факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение физического насилия по отношению л ребенку:
- известно, что в данной семье детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию;
- родитель относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежительно;
- родитель применяет жестокие приемы дисциплинирования (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом, ремнем и т. д.);
- в случае физической травмы ребенка родитель не обращается к врачу;
- известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь...») или вспоминал прежние насильственные действия («Ты у меня получишь, как тогда...»);
- описание происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка, родитель дает противоречивые объяснения.
сексуальное насилие проявляется следующими формами поведения:
- ласки, ощупывание, целование, и в том числе — тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка (например, во время купания);
- рассматривание половых органов ребенка;
- демонстрация своего голого тела или своих половых органов ребенку;
- подглядывание за ребенком во время раздевания, купания, в туалете;
- притеснение ребенка смущающими взглядами, сексуальными высказываниями;
- мастурбация в присутствии ребенка.
Помимо насилия, исходящего от посторонних лиц, как особый вид выделяется семейное (домашнее) насилие. Домашнее насилие — это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком.
Домашнее насилие — комплексный вид насилия. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, эмоционального, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Семейное насилие - явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения. О насилии в семье говорят в тех случаях, когда факты грубого и жестокого обращения оказываются не единичными, случайными и ситуативными, а регулярными, систематическими и постоянно повторяющимися. При всем разнообразии видов насилия — физического, сексуального, психологического, экономического и т. д. — именно семейное насилие характеризуется тем, что приобретает всеобщий, генерализованный характер. Не бывает семейного насильника, ущемляющего свою жертву или своих жертв в чем-то одном.
Школьное насилие — это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам и, что в нашей культуре встречается крайне редко, учениками по отношению к учителю.
Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие следующие особенности:
- физические недостатки — носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;
- особенности поведения — замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;
- особенности внешности — рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;
- неразвитые социальные навыки;
- страх-перед школой;
- отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
- болезни — эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи - дислалия (косноязычие), дистрафия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дисалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
• низкий интеллект и трудности в обучении.
Школьному насилию способствуют:
- анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора, образовательных учреждений;
- плохой микроклимат в учительском коллективе;
- равнодушное и безучастное отношение учителей.
Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формируют низкую самооценку – следствие отношения родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок - объект отвержения, наказаний, угроз, физического насилия - начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, начинает относиться к себе враждебно и с презрением. Ощущение, что он нежеланный, вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за существование. Ощущение малоценности уничижает ребенка, поэтому многие такие дети не противятся насилию над собой именно из желания чего-то стоить. Таким образом, ребенок — жертва насилия — растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.