Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Памятка для педагогов "Раннее выявление признаков и причин семейного неблагополучия"

Дата: 24 октября 2019 в 12:20, Обновлено 18 декабря 2019 в 17:01

Раннее выявление признаков и причин семейного неблагополучия

(памятка для педагогов)

В соответствии с должностными обязанностями, отраженными в Постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»,  воспитатели дошкольного образования должны «изучать семейные и бытовые условия воспитанников»,  а также «планировать, организовывать и проводить воспитательную и образовательную работу с воспитанниками, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с «Программой воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении»

Раннее выявление признаков и причин семейного неблагополучия осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в специально организованной и игровой деятельности в течение всего времени его пребывания в учреждении дошкольного образования.

Для наблюдения выбираются ситуации, отражающие взаимоотношения родителей с детьми, способы и особенности их взаимодействия. С этой целью используется время утреннего приема ребенка  и его ухода домой. Выявляются такие признаки неблагополучия, как:

  • психологическое равнодушие к нему со стороны родителей,
  • неучастие их в жизни несовершеннолетнего,
  • неопрятность и неухоженность ребенка, чрезмерное и поспешное употребление пищи,
  •  наличие у ребенка заболеваний и травм и т.д.

Другие специалисты (музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания) могут определить социальное неблагополучие воспитанника в результате наблюдений за ним в специально организованной деятельности.  Определить всевозможные предпосылки как явного, так и скрытого семейного неблагополучия воспитанников позволит целенаправленное наблюдение за ребенком  и детско-родительским взаимодействием по следующей схеме:

  1. Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:
  • эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний (отсутствие в речи уменьшительно-ласкательных, ласковых обращений к ребенку; преобладание эмоционально негативных суждений и грубых слов, демонстрирующих пренебрежение, унижающее ребенка);
  • характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);
  • наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.
  1. Изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении:
  • отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребенка, его успех, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со  сверстниками.
  1. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку:
  • полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм слабоволие (гипер- и гипоопека);
  • крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;
  • подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.
  1. Изучение системы воспитательных воздействий:
  • непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;
  • отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
  1. Изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка:
  • неопрятная, грязная одежда ребенка, неприятный запах, наличие заболеваний, связанных с несоблюдением личной гигиены (педикулез, чесотка, микозы);
  • несоответствие одежды ребенка его возрасту и (или) сезону и т.д.

Взаимодействие с семьями воспитанников, находящихся в социально опасном положении, и оказание им дифференцированной помощи и поддержки в воспитании детей осуществляется на основании полученных данных.

Эффективность и результативность взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи напрямую зависит от активной позиции педагогов и родителей, их общей заинтересованности в полноценном воспитании и развитии личности ребенка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.