Раннее выявление признаков и причин семейного неблагополучия
(памятка для педагогов)
В соответствии с должностными обязанностями, отраженными в Постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих», воспитатели дошкольного образования должны «изучать семейные и бытовые условия воспитанников», а также «планировать, организовывать и проводить воспитательную и образовательную работу с воспитанниками, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с «Программой воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении»
Раннее выявление признаков и причин семейного неблагополучия осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в специально организованной и игровой деятельности в течение всего времени его пребывания в учреждении дошкольного образования.
Для наблюдения выбираются ситуации, отражающие взаимоотношения родителей с детьми, способы и особенности их взаимодействия. С этой целью используется время утреннего приема ребенка и его ухода домой. Выявляются такие признаки неблагополучия, как:
- психологическое равнодушие к нему со стороны родителей,
- неучастие их в жизни несовершеннолетнего,
- неопрятность и неухоженность ребенка, чрезмерное и поспешное употребление пищи,
- наличие у ребенка заболеваний и травм и т.д.
Другие специалисты (музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания) могут определить социальное неблагополучие воспитанника в результате наблюдений за ним в специально организованной деятельности. Определить всевозможные предпосылки как явного, так и скрытого семейного неблагополучия воспитанников позволит целенаправленное наблюдение за ребенком и детско-родительским взаимодействием по следующей схеме:
- Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:
- эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний (отсутствие в речи уменьшительно-ласкательных, ласковых обращений к ребенку; преобладание эмоционально негативных суждений и грубых слов, демонстрирующих пренебрежение, унижающее ребенка);
- характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);
- наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.
- Изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении:
- отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребенка, его успех, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со сверстниками.
- Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку:
- полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм слабоволие (гипер- и гипоопека);
- крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;
- подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.
- Изучение системы воспитательных воздействий:
- непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;
- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
- Изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка:
- неопрятная, грязная одежда ребенка, неприятный запах, наличие заболеваний, связанных с несоблюдением личной гигиены (педикулез, чесотка, микозы);
- несоответствие одежды ребенка его возрасту и (или) сезону и т.д.
Взаимодействие с семьями воспитанников, находящихся в социально опасном положении, и оказание им дифференцированной помощи и поддержки в воспитании детей осуществляется на основании полученных данных.
Эффективность и результативность взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи напрямую зависит от активной позиции педагогов и родителей, их общей заинтересованности в полноценном воспитании и развитии личности ребенка.